Хитоши Касуя шеф-инструктор WSKF картинка

Хитоши Касуя - шеф-инструктор и основатель WSKF.

Интервью Майка Кларка (перевод: Миронова В.В., Уколов Е.Ю - шеф инструктор KWF Ukraine branch).

– Вы сказали, что ката, которые преподавал сэнсэй Функоши, и методы их изучения очень важны для вас? Выходит вы обучаете лишь 15 ката, которые он практиковал?

– Нет. Мы тренируем все 25 ката, но не изучаем ката Дзин.

– Значит вы используете ту же систему, что и он?

– Да. Но, как я говорил, наши стойки длиннее и ниже чем его. Мы молоды, - он был стар. Он не предполагал, что новое поколение будет заниматься каратэ как и старое. Наше положение рук, стойки – такие же как и в его книге, ритм тот же.

– Если Фунакоши-сэнсэй считал, что достаточно 15 ката, чтобы понять каратэ, почему вы считаете что необходимо тренировать еще 10?

– Я думаю, нам нужны эти дополнительные 10 ката. Если оставить только основные 15 ката, Шотокан не будет так хорош. Нам нужны более разнообразные ката. Некоторые из них хороши для высоких людей, некоторые для низких или худых. Опытный ученик сможет выбрать из этих ката те, которые больше подходят именно ему. Но все же 15 основных ката – главные в Шотокан.

– Вы говорили о двойственности ката и кумитэ. С одной стороны – в додзе, и с другой - для соровнований. Думаете, рационально сравнивать два этих подхода? Не мешает ли это думать прежде всего о ката?

– Да, я понимаю, что вы имеете ввиду. Вообще существует проблема в отношении, что такое ката. Каждое ката должно быть одинаково по дыханию и ритму. Но судьям на соревнованиях нужен стандарт, по которому нужно исполнять ката. Если судьи турниров будут более образованы и искусны в мастерстве, - система соревнований может изменяться к лучшему. Мое личное мнение о хорошем ката: - оно должно быть естественным. Это, я думаю, более красиво. Сейчас многие каратэка выглядят как роботы, уделяя слишком много внимания своему «внешнему виду». Это напоминает мне маленькие фигурки на вершине свадебного торта. Но как всем известно – свадебные торты выглядят красиво, а на вкус не так уж хороши.

– Как вы объясняете ученикам, что каждое ката должно исполняться особенно, и они не должны повторяться в своем исполнении?

– Я рассказываю, что ката – это один из главных «партнеров» по тренировке. Например объясняю – Эмпи, это скорость и взрывные движения, Сочин – с одной стороны очень мощный и силовой, но в то же время элегантен. Это похоже на музыку. Все музыкальные произведения различны и особенны. Я не думаю что этот вопрос достаточно объяснен японскими инструкторами. Некоторые из занимающихся Шотокан каратэ, до сих пор не понимают этих нюансов. Сильно – еще не значит красиво. Многие всегда тяжело дышат. Шотокан – сильный и быстрый, и это хорошо. Но ката лучше понимается, если вы изучаете его в медленном темпе.

– Что же такое ката? Как же их выполнять?

– Это важный пункт. Нехорошо, если вы просто торопитесь выучить все ката. Я заметил, что во многих клубах ката делают в конце тренировки. Возможно, только последние 20 минут, быстро проходят ката Хэйан.

– Вы могли бы объяснить, почему изучение ката так важно?

– Да, да. Я понимаю, о чем вы говорите. Ката для меня – как медитация. Дважды со мной происходило странное явление. Оба раза я делал ката сильно и быстро, и мысленно (ментально) чувствовал себя хорошо. Но пока я делал ката, то не мог видеть ничего вокруг себя; это было удивительное чувство. Когда я закончил, мое дыхание было абсолютно спокойным. Это был необычный случай, особенно для практикующего Шотокан. Но в этом случае, это было нормально. Это такое ощущение, которое я хотел бы испытывать каждый раз, когда выполняю ката. Это моя главная цель в тренировке ката. Конечно важно, чтобы техника была в порядке, но следующим по важности является твое состояние духа. Когда я обучаю, то говорю: «Вы сами все узнаете, когда закончите ката», «увидите тяжело ли вам дышать». Если все под контролем, тогда можно начинать. Можно быстро потеть, но работа сердца должна быть в норме. Некоторые люди говорят, что ката – это движения Дзэн. Это интересный вид трактовки.

– Существуют ли некоторые технические различия между тем как выполняют ката в JKA и SKIF?

– Существует 5 отличий в технике выполнения. В скорости и ритме ката немного отличаются. Главное – Я не жду от всех в WSKF таких же ритма и скорости как у меня. Я делаю это так, как это подходит для меня, и каждый человек должен поступать так же. Конечно, техника должна быть одинаковой, мы не можем этого изменять; но тайминг и ритм – различны. Как произведения Бетховена. Должна быть та же музыка, но каждый оркестр будет играть немного иначе. По-моему, это хорошо. Я разочарован в нынешних соревнованиях. Все одинаковы. Думаю, это все из-за политики и судейства.

– Вы не могли бы рассказать о принципах, которые использовались при создании ката Шотокан?

– Да. Например ката Дзиттэ, для защиты против «бо». Многие техники ката использовались так. Это потому, что раньше на Окинаве каратэ практиковалось и с оружием.

– Если вы изучаете ката, которые содержали приемы защиты от шеста (бо), не следовало ли вам знать, как использовать бо самому?

– Я думаю, для некоторых ката это возможно. Иногда встречаются техники блоков с использованием тонфа, однако мы не применяем тонфа сегодня. Но если ката было для защиты от БО, мы, конечно использовали бы тонфа. Сегодня в Шотокан мы не практикуем так много кобудо, но, я думаю, в старые времена на Окинаве это имело большое значение.

– Поощряете ли вы учеников в их исследованиях ката для себя и поисках «секретыных (тайных)» техник?

– Да. Мы раньше говорили уже об этом. Чем больше ты изучаешь ката, тем больше ты поймешь техники. Ты можешь начать исследовать, и увидеть то, что раньше не видел.

– Вы владеете кюшо-дзютсу (методы воздействия на болевые точки). Если да, то преподаете ли это?

– Да я владею. Иногда и преподаю. Но не только для того, чтобы вызвать боль. Эти точки чаще используются для оздоровления. Многие боевые искусства изучают болевые точки.

– Если вы позволяете своим ученикам вырабатывать собственный тайминг и личное ощущение в ката, то какие другие аспекты кроме правильного выполнения техники, являются для вас наиболее важными?

– Концентрация. Это особенно важно. Кроме того контроль. Так вы учитесь контролировать свое кумитэ, контролируя свое ката. В кумитэ это проще, потому что есть человек, который контролирует вас. В ката – это только вы. Вам нужно контролировать свое мышление. Это сложнее, по моему.

– Как меняется дыхание в разных ката?

– Любое дыхание должно быть естественным. Есть некоторые моменты, когда это не так, и здесь используется особый способ дыхания. Но если вы дышите напряженно все время – это опасно. Вчера я объяснял это. Когда вы выдыхаете, в этом момент ваши мускулы напряжены. Вы не можете двигаться, если сильно напряжены. Когда вы вдыхаете – вы расслабленны. Если это осознаешь, то понимаешь, что в этом момент можно атаковать противника. Когда твой противник вдыхает – атакуй его. Это очень опасный момент. Если твое дыхание в ката все время одинаково, то при переходе в кумитэ противнику легко видеть, когда ты уязвим. И если он атакует, то поразит тебя на все 100% так очень легко атаковать, имея правильный тайминг. Любой опытный каратэка может заметить такую деталь. На наших соревнованиях, если человек при исполнении ката тяжело и напряженно дышит, он теряет балл из общей оценки. Потому что не осознает, как он дышит.

– Какой метод поворота вы используете: на пятке или на носке?

– Мы используем оба метода. Все зависит он направления поворота.

– Не считаете ли вы, что японцы передвигаются иначе потому что образ жизни у них другой? Я знаю многих европейцев, которые придерживаются этой точки зрения, объясняя этим почему они не могут двигаться так быстро и резко…

– Нет – нет! Я во все это не верю. Сейчас образ жизни японцев такой же как у европейцев. В большинстве помещений есть столы и стулья. Повсюду европейские туалеты. В моем доме только одна комната, выполненная в традиционном японском стиле. И я думаю – так же у большинства японцев. По моему мнению, японские каратэка двигаются по-другому, т.к. система тренировок иная. Для большинства японских инструкторов бедра являются наиболее важным узлом.

– Так как нужно работать бедрами?

– Однажды начав, вы продолжаете много лет одно и то же – бедра, бедра, бедра! Многие западные инструктора иногда этого не делают. Они сконцентрированы просто на движении. В этом разница. А не в образе жизни.

– Я всегда считал, что мы европейцы, слишком много уделяем вниманию силе торса, а на востоке больше думают о силе тандэн, хара, бедер. Вы согласны?

– Да, возможно это так. Сейчас самым главным для каратэ нового стиля является скорость. Если вы хотите, чтобы она была высокой, большая мускулатура является недостатком. Но только не для ног. Я не слишком много тренирую плечи и руки, но я много тренирую ноги. Это еще одна техническая особенность ката.

– Когда вы тренируете ката, необходимо ли выполнить переход в стойке до начала техники, или нужно сделать все одновременно?

– В большинстве случаев вместе (одновременно).

– При обучении ката, вы преподаете бункай?

– Да, но не в каждом движении ката. Только в тех моментах и связках, где я хотел бы, чтобы ученики их понимали и чувствовали.

– Как насчет «Ойо»?

– Мы немного практикуем это с учениками. Но некоторые моменты техники тяжело объяснять, особенно если это очень старое ката. Когда создавались эти ката, образ жизни был другой, мир был иным. Я не могу объяснить некоторые вещи, которым более 500 лет. Да и не хочу делать что-то просто для тогo, чтобы порадовать студентов. И пока я не пойму подобного полностью – не буду этому обучать.

– В окинавском каратэ наблюдалось полное отсутствие ударов ногами в голову. Почему же в японском каратэ это, наоборот, очень распостранено?

– Да, это так. Я уже объяснял ранее - джодан-маваши-гери происходит из тайского бокса (Муай тай).

– Ясно. Но тогда интересно, откуда же и что такое джодан-йоко-гери?

– Ах, да. Ведь сейчас у нас есть турниры с правилами. На Окинаве не было соревнований и все удары ногами наносились как правило в пах и коленный сустав. Сейчас на соревнованиях мы не можем атаковать в эти области, поэтому бьем выше. В этом и причина. Если бы удары ногами в пах были разрешены, то не было бы ударов в джодан. Слишком опасно…

– Что бы вы посоветовали прежде всего для практики ката?

– Первое –контролируйте и управляйте своим дыханием. Также запомните, что сила – не всегда красота. Многие европейцы считают Шотокан силовым стилем. Но я считаю, что они не совсем правы. Мне трудно бывает понять технику каратэ Фунакоши – сэнсэя, особенно когда я вижу как выполняют ее другие…

– Я понимаю о чем вы говорите. Трудно определить, когда это произошло. Но во многих моментах изменились и сами инструктора. Именно после этого Шотокан превратился в силовой стиль.

– Накаяма – сэнсэй никогда не обучал только силовой технике. Его каратэ было очень естественным